Словарь терминов

Термин Описание
HelpDesk Система, с помощью которой клиенты могут обращаться в вашу техподдержку. Например, сообщить о неисправностях или запросить консультацию
Абонент, пользователь Организация, физлицо или ИП, которое приобретает у вас услуги. В АСР LANBilling нужно добавить карточки абонентов, чтобы затем создать для них договоры и учётные записи. Это позволяет отслеживать предоставление услуг, выставлять счета и принимать оплаты
Абонентское оборудование К абонентскому оборудованию относятся, например, роутеры, ТВ-приставки, смарт-карты — то, что оператор продаёт или передаёт клиентам в пользование
Агент, сетевой агент Объект системы, с помощью которого операторское оборудование обменивается данными с АСР LANBilling. Так система собирает сведения о потреблении услуг и контролирует доступ к ним
Административный интерфейс Веб-приложение АСР LANBilling, в котором работают ваши сотрудники: менеджеры, администраторы и др. В административном интерфейсе сотрудники выполняют основные действия с системой — например, настраивают тарифы, добавляют абонентов и их договоры, создают учётные записи, проводят платежи, формируют документы и смотрят статистику
Администратор, менеджер Профиль сотрудника, который работает с АСР LANBilling. По умолчанию в системе есть один администратор с максимальными правами. Вы можете добавить других сотрудников и назначить для них различные права и роли. Это позволяет распределить доступ к разным участкам системы и отслеживать действия каждого сотрудника в журнале событий
Баланс В АСР LANBilling есть два вида балансов: технический и бухгалтерский.

Технический баланс договора отображается в административном интерфейсе. Он меняется после списаний абонентской платы, стоимости трафика и услуг, поступления или изменения платежей, корректировок документов «Начисление». На основании технического баланса система может блокировать авансовые и смешанные договоры.

Бухгалтерский баланс — остаток средств на договоре абонента в начале открытого периода. Он влияет на блокировку кредитных договоров. Бухгалтерский баланс меняется, когда оператор закрывает отчётный период. Что учитывается:
- платежи, принятые в течение периода;
- суммы, на которые выставлены документы «Начисление»;
- корректировки по платежам и начислениям.
Бухгалтерский баланс используется для расчёта дебиторской и кредиторской задолженности
Блокировка учётной записи Состояние учётной записи, при котором у абонента нет доступа к услуге. В АСР LANBilling есть несколько видов блокировок.
1 — финансовая блокировка. Причина: отрицательный баланс на договоре. В такую блокировку могут попасть учётные записи, привязанные к кредитным договорам.
2 — пользовательская блокировка. Причина: абонент заблокировал учётную запись в личном кабинете.
3 — административная блокировка. Причина: менеджер заблокировал учётную запись в административном интерфейсе.
4 — финансовая блокировка. Причина: на договоре не хватает средств для последующего списания. В такую блокировку могут попасть учётные записи, привязанные к авансовым договорам.
5 — финансовая блокировка. Причина: превышен лимит трафика.
10 — менеджер выключил учётную запись в АСР LANBilling.
Для всех блокировок, кроме 10, в тарифе можно настроить списания — даже если учётная запись будет заблокирована, деньги с договора продолжат списываться
Договор В АСР LANBilling — лицевой счёт, на котором хранятся средства организации или физлица, с которым вы сотрудничаете
Документы АСР LANBilling сохраняет финансовую информацию: какими услугами пользовались абоненты, в каком объёме и по какой цене. Также в системе фиксируются все платежи и списания по договорам. На основе этих данных можно формировать документы для абонентов, такие как счёт на оплату услуг, счёт на предоплату, акт сдачи-приёмки, счёт-фактура и др.
Документы «Начисление» Документы «Начисление» в биллинге позволяют упорядочить информацию о том, какие услуги получил абонент и сколько они стоили. Эти документы — вспомогательные объекты в системе, на основе которых можно вести финансовую отчётность
Закрытый период Бухгалтерский период, в течение которого в систему поступали данные о потреблении услуг и формировались списания. Закрыть период — значит, запретить менять эти сведения
Интеграция Возможность обмениваться данными между биллингом и другой системой. Например, с помощью интеграции можно предоставлять абонентам доступ к ТВ-сервисам, принимать оплаты с помощью платёжных систем, выгружать данные в СОРМ
Каталог услуг Для всех сопутствующих услуг, которые оказывает ваша компания, в АСР LANBilling нужно сначала создать специальные каталоги. После этого сопутствующую услугу можно будет добавить к тарифу, а в дальнейшем — к учётной записи
Категория Настройка тарифа, благодаря которой можно учитывать трафик разных типов. Например, чтобы по-разному тарифицировать местную, междугороднюю и международную связь в телефонии
Классификатор услуг Классы услуг позволяют структурировать списания — например, чтобы разделять списания абонентской платы по тарифам от списаний за разовые услуги. Также классификатор помогает соотносить услуги из биллинга с номенклатурой во внешних учётных системах — например, если вы формируете выгрузки и сверки для 1С
Личный кабинет абонента Веб-интерфейс, в котором ваши клиенты могут проверять свой баланс и самостоятельно управлять тарифами и услугами — например, блокировать их или менять на другие
Лицензия Комплект системных компонентов и возможностей АСР LANBilling, которые приобретает и которыми может пользоваться оператор. Лицензии отличаются в зависимости от числа абонентов. Во все лицензии АСР LANBilling входят платформы «Интернет», «Телефония», «Услуги», один модуль «Платёжная система» и модуль «Inventory». Другие модули можно включить в лицензию дополнительно. Чтобы приступить к работе, нужно активировать лицензионный ключ
Модули АСР LANBilling Компоненты биллинга, которые отвечают за те или иные участки системы. Ключевой модуль — LBcore, это ядро АСР LANBilling. Модуль lbweb-admin необходим, чтобы работать в административном интерфейсе. Остальные модули можно устанавливать в зависимости от ваших потребностей. Например, модуль LBarcd необходим для работы с RADIUS-агентом, LBphone — для телефонии, lbweb-client — чтобы подключить личные кабинеты абонентов
Мультитариф Сочетание нескольких тарифов в одной учётной записи. В АСР LANBilling есть две разновидности тарифов: основные и дополнительные. Тарифы интернета могут быть только основными. Тарифы телефонии, IP-телефонии и услуг могут быть как основными, так дополнительными. В дальнейшем в любой учётной записи можно настроить мультитариф услуг: сочетание основного тарифа и дополнительного тарифа услуг. Кроме того, в учётных записях телефонии и IP-телефонии можно настроить специальные мультитарифы — они позволяют комбинировать разные направления связи: местную, междугороднюю и международную
Обещанный платёж Способ продлить доступ абонента к услуге, если у него нет возможности вовремя оплатить счёт
Оператор Организация, которая предоставляет услуги связи, а также другие сопутствующие услуги. В АСР LANBilling по умолчанию уже добавлен один оператор — ваша компания. Вы можете добавить других операторов. Например, если у вас есть филиалы или если вы работаете с другими операторами по агентской схеме
Операторское оборудование Устройства, входящие в сетевую инфраструктуру оператора — например, маршрутизаторы, NAS и др. С помощью АСР LANBilling можно управлять этим оборудованием — например, включать и отключать порты, регулировать скорость интернет-подключения абонентов
Оплата Зачисление денег на абонентский договор. В АСР LANBilling есть несколько способов принимать оплаты. Например, можно проводить одиночные оплаты, загружать реестры платежей или зачислять средства с помощью внешних платёжных систем
Отчётный период Отрезок времени, за который абонентам выставляются счета. В АСР LANBilling всегда равен одному календарному месяцу
Отчёты АСР LANBilling сохраняет информацию обо всех финансовых операциях, а также о действиях с учётными записями, оборудованием и тарифами. Менеджер в любой момент может узнать все необходимые данные. Например, сформировать отчёт по расчётам с контрагентами или книгу продаж
Печатные формы Печатные формы — это файлы, полученные на основе информации из АСР LANBilling. Например, документы (счета, акты) или отчёты (книга продаж, расшифровка платежей). Каждая печатная форма создаётся по определённому шаблону
Платёжная система Внешняя система, с помощью которой ваши абоненты могут вносить оплаты через личный кабинет или терминал оплаты. АСР LANBilling поддерживает работу с такими платёжными системами, как QIWI, Сбербанк, Тинькофф Оплата, ЮКаssа и другими
Платформа Набор модулей и других инструментов, которые позволяют оператору управлять в АСР LANBilling услугами определённого типа и тарифицировать их. Можно выделить следующие платформы: интернет, телефония, прочие услуги (в том числе ТВ)
Пользователь Абонент или сторонний оператор, с которым вы работаете. Они отображаются в списке «Пользователи». Там же содержится и карточка вашей компании
Разовые и периодические услуги Любые услуги, кроме интернета и телефонии. Например, в дополнение к тарифу интернета клиент может дополнительно заказать аренду хостинга или монтаж оборудования. В тариф можно добавить несколько разовых и периодических услуг, а затем в учётной записи абонента выбрать нужные
Расчётный период Отрезок времени, за который списывается абонентская плата за тариф и стоимость периодических услуг. Например, можно списывать стоимость услуги ежедневно, ежемесячно или раз в несколько месяцев
Реестр платежей Если вы принимаете оплаты от абонентов через внешние системы, эти платежи нужно отразить в АСР LANBilling. Реестр — перечень абонентов и сумм их платежей. Этот документ можно получить от платёжной системы, с которой вы работаете. Если у вас нет возможности получить файл с реестром, его можно создать вручную
Роль Набор возможностей и ограничений конкретного сотрудника. К примеру, менеджер по продажам может работать с тарифами и формировать счета, но ему недоступны системные настройки
Сессия Сеанс предоставления услуги абоненту
Списания, тарификация Для каждой учётной записи АСР LANBilling тарифицирует услуги — рассчитывает их стоимость, а затем списывает получившуюся сумму с договора. В эту сумму могут входить:
- абонентская плата за тариф;
- стоимость разовых и периодических услуг;
- оплата за расход трафика (например, в зависимости от количества использованных ГБ).

На расчёт влияет сразу несколько факторов:
- тариф, назначенный в учётной записи;
- разовые и периодические услуги, добавленные к учётной записи;
- настройки абонентского договора;
- статус учётной записи
Статистика Данные о потреблении услуг, собранные АСР LANBilling, а также информация о списаниях за эти услуги. В системе можно посмотреть общие данные, собранные с помощью одного сетевого агента, или отфильтровать записи по дополнительным критериям. Например, по классам направления в телефонии: внутренняя, междугородняя или международная связь
Тариф Объект в системе, который определяет, какие услуги доступны абонентам, как учитывать потребление этих услуг (например, по времени или по объёму трафика) и как рассчитывать оплату за них
Учётная запись Определяет, какую именно услугу и на каких условиях получает абонент. Каждая учётная запись принадлежит конкретному абонету и связана с одним из его договоров. В ней обязательно должен быть указан тариф и сетевой агент. По логину и паролю учётной записи можно авторизовывать абонентов. Кроме того, в учётной записи можно задать настройки доступа к услуге и различные идентификаторы — например, телефонный номер или статический IP-адрес.
Финансовая отчётность В биллинге сохраняется информация о том, в каком объёме или количестве клиент получил услуги, а также их стоимость. Эти данные оператор может использовать при подготовке финансовой отчётности. Основные инструменты для этого — классификатор услуг и документы «Начисление»