Как система учитывает и тарифицирует вызовы

Когда абонент совершает или принимает звонок, операторское оборудование передаёт в АСР LANBilling сведения о вызове. Система определяет, кто из абонентов и операторов участвовал в звонке, и рассчитывает его стоимость.

В карточках операторов должны быть заданы номерные ёмкости — диапазоны номеров, принадлежащих им. Также можно задать идентификаторы для маршрутизации вызовов в IP-телефонии.

У каждого абонента должна быть как минимум одна учётная запись. Она связывает между собой объекты, необходимые для тарификации.

  • Тариф — условия, по которым рассчитывается стоимость звонков. Помимо основных параметров тарифа также важны категории — это разные группы настроек для разных направлений. Например, в одном тарифе может быть настроена одна категория для местных вызовов и другая — для междугородних. В каждую категорию должны быть добавлены направления — телефонные коды городов или стран.

  • Сетевой агент — с его помощью система обрабатывает вызовы и собирает статистику. В учётных записях телефонии используются сетевые агенты с типом LBPhone, в учётных записях IP-телефонии — агенты VoIP.

  • Договор — с него списываются средства.

Кроме того, в абонентских учётных записях телефонии и IP-телефонии указаны идентификаторы: телефонные номера или транки.

Порядок обработки

  1. Получение информации о звонке.

    АСР LANBilling получает от АТС информацию о звонке — файл CDR. Из него система извлекает:

    • ANI — номер, с которого поступил вызов;
    • DNIS — набранный номер;
    • trunk_in — идентификатор входящей линии;
    • trunk_out — идентификатор исходящей линии.
  2. Замена номеров.

    В АСР LANBilling может быть настроена замена номеров: для сетевого агента LBPhone или VoIP. Система применит к номерам условия, заданные в параметрах сетевого агента.

  3. Определение участников: от кого и кому поступил вызов.

    АСР LANBilling ищет номера и транки в учётных записях, чтобы определить, какие из них участвовали в вызове. Для каждой учётной записи система определяет вызов как входящий или исходящий.

    • Если в учётной записи есть номера или транки, соответствующие ANI или trunk_in из файла CDR, для неё вызов будет определён как исходящий.

    • Если в учётной записи есть номера или транки, соответствующие DNIS или trunk_out из файла CDR, для неё вызов будет определён как входящий.

    Вызов не может быть учтён для одной учётной записи сразу и как входящий, и как исходящий. Если в ней есть идентификаторы, подходящие под оба условия, то вызов будет определён как исходящий.

    Участниками вызова могут быть как абоненты, так и операторы. Например, звонок может быть определён как входящий для абонента Алексеева, а как исходящий — для абонента Сергеева и оператора «Связьсеть». При этом с каждой стороны должен быть только один абонент и один оператор. К примеру, вызов не может исходить от двух абонентов: Алексеева и Сергеева.

  4. Определение оператора.

    Если в АСР LANBilling добавлено несколько операторов, система определяет, кто из них обслуживает этот вызов. В настройках агентов LBPhone и VoIP указано, как определять оператора.

    • По признаку — система проверит, какие признаки заданы в учётных записях пользователей с типом «оператор». Как правило, это идентификатор линии или маршрут. Если в сетевом агенте выбран этот вариант, АСР LANBilling распознает оператора на предыдущем этапе, когда будет определять участников.

    • По кодам направлений из каталога телефонных номеров — для каждого оператора в системе должен быть создан каталог с направлениями. Например, если местные звонки обеспечивает один оператор, а междугородние — другой. АСР LANBilling проверит, к каким направлениям относятся номера, и определит, в чьём каталоге содержатся эти направления.

      Чтобы алгоритм работал правильно, коды не должны повторяться в каталогах разных операторов.

  5. Расчёт списаний.

    АСР LANBilling рассчитывает списания за звонок, когда информация о нём обработана, известны участники и направление. Стоимость зависит от длительности звонка, а также от параметров тарифа и конкретной категории тарифа, к которой система отнесла вызов.

Подробные данные обо всех учтённых вызовах и списаниях можно посмотреть в статистическом отчёте.