Основное предназначение АСР LANBilling — отслеживать, какие услуги и в каком количестве были предоставлены абоненту, и рассчитывать оплату за них. Расчёт списаний зависит от множества условий: настройки тарифа, статус учётной записи в течение расчётного периода и т. п.
Рассмотрим, какие факторы влияют на списания. Для примера возьмём тарифы услуг. У них нет собственной стоимости, поэтому списания зависят от настроек каждой конкретной услуги, входящей в тариф.
Менеджер создаёт основные тарифы услуг.
Затем он добавляет услуги в тарифы, указывает стоимость каждой услуги. Если нужно, настраивает скидки.
Когда нужно предоставить абоненту услугу, менеджер создаёт учётную запись. При создании он назначает тариф услуг и указывает, с какого числа тариф вступит в силу. Затем нужно активировать учётную запись.
Далее менеджер назначает в учётной записи одну или несколько услуг из тарифа. Указывает, с какого числа начинать списывать за неё деньги.
Абонент пользуется услугой, а система списывает деньги с заданной регулярностью.
Учётная запись может попасть в блокировку: административную, пользовательскую или финансовую. Кроме того, состояние каждой услуги тоже может меняться. Например, дополнительная услуга может быть заблокирована, а сама учётная запись и другие услуги останутся активными. Статусы, которые были у учётной записи и услуги в течение периода, влияют на расчёт списаний.
Таким образом, на списания по основным тарифам услуг влияют:
На схеме условно показана связь этих параметров.
От параметра «Списание средств» зависит, как статусы учётной записи влияют на расчёт списаний.
Фиксировано — будет списываться наибольшая возможная сумма. Если учётная запись была активна хотя бы один день в течение периода, с договора спишется стоимость подключённых услуг. Если учётная запись не была активна, но хотя бы один день провела в блокировке, с договора спишется сумма, указанная в настройках услуги «Стоимость» — «При блокировке». Если учётная запись была отключена весь расчётный период, деньги не спишутся.
Динамически — система рассчитает сумму списания исходя из количества дней в течении расчётного периода, пока учетная запись была активна, заблокирована или отключена. Например, если учётная запись была активна 10 дней и находилась 20 дней в пользовательской блокировке, то списание будет рассчитано так: 10 дней активности * (Абонентская плата / количество дней в месяце) + 20 дней в пользовательской блокировке * (Абонентская плата при блокировке / количество дней в месяце).
Комбинированно — списания работают так же, как при фиксированной схеме, но из итоговой суммы вычитаются списания за дни, когда учётная запись была отключена.
От параметра «Оплата и блокировка» зависит вид тарифа: предоплатный или постоплатный. Также он определяет, будет ли система блокировать учётные записи, в которых назначен этот тариф.
Предоплата, не блокировать учётные записи и Предоплата, блокировать при нехватке средств (4) — такие тарифы можно назначить только в учётных записях, которые относятся к авансовым или смешанным договорам. Регулярные списания происходят в начале периода. Например, если списания ежедневные, деньги списываются в начале дня, а если ежемесячные — в первый день месяца.
Постоплата, блокировать при нехватке средств (1) — такой тариф можно назначить только в учётной записи, которая относится к кредитному или смешанному договору. Регулярные списания происходят в начале следующего расчётного периода. Например, если списания ежедневные, деньги списываются на следующий день, а если ежемесячные — в первый день следующего месяца. Для работы по постоплатной схеме нужно создавать документы о начислениях.
В поле «Прекратить списание при продолжительной блокировке» можно указать, сколько дней учётная запись может находиться в финансовой блокировке. В течение этого времени списания могут продолжаться — если в настройках услуги задана стоимость при блокировке. По истечении этого срока учётная запись отключится.
В АСР LANBilling есть два вида услуг: разовые и периодические. Например, разовая услуга — монтаж коммуникаций, а периодическая — подписка на антивирус.
Укажите цену в поле «Текущая стоимость». Эта сумма спишется, когда менеджер добавит разовую услугу в учётную запись и укажет дату списания.
Параметр «Тип услуги» влияет на то, будет ли система блокировать учётную запись, если на договоре не хватает средств на оплату услуги. Этот же параметр определяет, можно ли при назначении услуги указать срок действия.
Основная — если на договоре не будет хватать средств на оплату услуги, система заблокирует учётную запись. Другие услуги, добавленные к ней, тоже станут недоступны. Для услуги с типом «основная» при назначении можно указать срок действия.
Дополнительная — если для списания будет недостаточно средств, система заблокирует только услугу. Это не повлияет на статус учётной записи и других услуг. Для услуги с типом «дополнительная» при назначении можно указать срок действия.
Автопродляемая — этот вариант доступен, только если в настройках услуги выбран тип списаний «Ежемесячно». Для автопродляемой услуги при назначении нельзя задать период действия. Если на договоре будет недостаточно средств для списания, система заблокирует учётную запись. Другие услуги, добавленные к ней, тоже станут недоступны.
Параметр «Списания» отвечает за то, как часто система будет списывать деньги за услугу.
Расчётный период можно настроить для всех типов списаний, кроме ежедневных. Этот параметр определяет, в какой момент будут списываться деньги за услугу.
При расчёте списаний система проверяет, была ли услуга активна в течение того или иного дня. Активной считается услуга, которая не находится в блокировке и не отключена.
По умолчанию если она была активна хотя бы 1 час, этот день при расчёте будет учтён полностью. Вы можете увеличить этот порог — установите флаг «Списывать средства, только если услуга была актина больше 12 часов в сутки».
Задайте стоимость.
После того как вы сохраните услугу, можно настроить стоимость при блокировках.
Тип договора связан с типом тарифа: предоплатный или постоплатный.
В учётных записях, принадлежащих к авансовым договорам, можно назначать только предоплатные тарифы.
В учётных записях, принадлежащих к кредитным договорам, можно назначать только постоплатные тарифы. При этой схеме работы нужно создавать документы о начислениях, чтобы фиксировать списания за услуги.
В учётных записях, принадлежащих к смешанным договорам, можно назначать и предоплатные, и постоплатные тарифы.
При предоплатной (авансовой) схеме работы регулярные списания происходят в начале расчётного периода. Например, оплата услуги за сентябрь списывается 1 сентября.
При постоплатной (кредитной) схеме работы регулярные списания происходят в начале следующего расчётного периода. Например, оплата услуги за сентябрь списывается 1 октября.
Списания за услуги меняют баланс договора.
Когда менеджер создаёт учётную запись услуг, он указывает в ней:
После этого в учётную запись можно добавить услуги и активировать её.
Когда менеджер добавляет услугу в учётную запись, он указывает несколько параметров, влияющих на списания.
У каждой учётной записи есть статус. В процессе работы он может меняться. Например, система может блокировать учётную запись при нехватке средств.
В зависимости от того, как меняется статус учётной записи в течение периода, система рассчитывает списания. За это отвечают параметры:
У каждой услуги, назначенной в учётной записи, также есть статус. Он зависит от двух факторов.
Совпадает ли дата назначения услуги с датой начала тарификации. Например, если услуга уже назначена, а дата начала тарификации ещё не наступила, статус будет «Включена, не тарифицируется». Периодические списания начнутся только после даты начала тарификации.
Выполнены ли условия блокировки. Например, если тариф предоплатный и на договоре не хватает денег для списания за услугу, система заблокирует её.
Если тип услуги «Основная» или «Автопродляемая», система заблокирует вместе с ней и всю учётную запись, и все остальные услуги, назначенные в ней.
Если тип услуги «Дополнительная», система заблокирует только её.
Есть вопросы по документации? Пожалуйста, напишите их